Символика классических элементов в гипсовой лепнине
Гипсовый декор в классическом стиле очень популярен. И, если вы интересовались тематикой классики в интерьере, то несомненно сталкивались с тем, что существуют определённые характерные мотивы. Для каждой эпохи и стиля они свои — классицизм, ампир, модерн.
На самом деле, для того чтобы воссоздать тот или иной стиль в своем интерьере, не обязательно знать значение этих символов. Но если вы хотите понимать, какие символы окружают вашу повседневную жизнь, загляните в небольшой экскурс по символизму.
Волюты — мелодия движения
Волюта в качестве декоративного элемента — один из самых старинных приемов декора. Спиралевидный завиток, символизирующий движение, развитие, динамику жизни, украшал ещё древнегреческие колонны. Считается, что волюта воплощает в себе водную стихию, поэтому её будет уместно использовать в лепнине ванных комнат, душевых и в декоре бассейна.
В колонна и пилястрах, отсылающих нас к античному стилю, используют парные однонаправленные волюты. Их завитки направлены вниз. Для консолей и кронштейнов же, наоборот, опорные детали выполняются в виде разнонаправленных волют.
Чтобы придать волюте больше выразительности и декоративности, её «глазок» в центре завитка покрывают позолотой или серебрением.
Ионики — классика с английским акцентом
Ионики ещё называют овами, от латинского ovo — яйцо. Но лучше всего их внешний вид описывает английское обозначение egg-and-dart — буквально «яйцо и стрелка».
Ионики — это чередующиеся рельефные узоры из яйцеобразных гладких элементов, покоящихся в V-образных элементах. Овоиды могут быть между стрелами или стреловидными листьями, дротиками, якорями или стеблями растений.
Как следует из названия, эти элементы декора впервые появились в оформлении колонн ионического стиля. Череда иоников идёт вдоль капители, чаще всего от одного завитка волюты к другому.
Овы обычно относят к стихии земли, плодородия. Во времена Древнего Рима этот символизм усилили ещё больше, увеличивая центральный ионик, который словно бы вырастал, развиваясь, поднимаясь над соседними.
Из Рима ионики попали в архитектуру и интерьер домов англичан, где и остались популярны по сей день. Это один из характерных элементов английского классицизма. Иониками украшают карнизы, молдинги из гипса, верхние части входных групп и камины. Сочетание плавной округлости овоида и резких линий вокруг него создает динамичное настроение, которое смотрится интересно и в современных интерьерах.
Акант — триумф и власть
Лист аканта или аканфа тоже пришел в интерьер из древнегреческой архитектуры, но уже довольно позднего периода. Листья аканта отличает наличие острых кончиков, которые символизируют устойчивость к жизненным трудностям, умение преодолевать препятствия.
Этот динамичный и немного воинственный символ пришелся по вкусу римлянам, которые стали использовать его в интерьерах зданий и помещений, связанных с военным делом. Также акантами окружали себя представители римской власти.
Позже аканты возродились, когда возник стиль ампир, заимствовавший у римской архитектуры множество символов.
Декор акантами из лепнины можно использовать в разных элементах. Листья аканта могут украшать карнизы, фризы и молдинги, потолочные розетки из гипса, настенные гипсовые панно и угловые декоративные детали.
Различают несколько основных стилей аканта.
· Греческий акант обладает самыми широкими листьями, чаще всего их изображали вертикальными, направленными вверх, со слегка закрученными кончиками. Это создавало выразительный рельеф.
· Римский стал более воинственным, листья сузились, а их кончики заострились. В целом римский вариант смотрится более изящно и не лишен некоторой поэтичности.
· Византийско-романский акант вновь вернулся к минимализму, стал более стилизованным. Для этой эпохи характерно отсутствие излишней детализированности. Это скорее геометрический, нежели флористический орнамент.
· Готический лист аканта стал ещё более узким, чем римский. Тонкий, колючий и завивающийся в причудливые формы, он используется в отделке и архитектуре как символ, близкий к терновому венцу и чертополоху. Триумф через преодоление трудностей, но не власть.
· Акант эпохи Возрождения стал мягче и не таким агрессивным. А вот идея закручивать его в причудливый завиток, напротив, очень понравилась художникам и архитекторам. Так что акант Ренессанса иногда чуть ли не завернут в спираль или ракушку.
Карниз из гипса с акантом в греческом стиле
Рог изобилия — символ, понятный каждому
Особенность рога изобилия как символа заключается в том, что его общий смысл един для всех, а конкретное значение каждый вкладывает сам.
Даже у древних греков, которые и подарили миру этот символ, он означал разные нюансы. Его вручали Гере (богине земли) и Деметре (богине земледелия) — для обильного урожая. Давали Тихе, богине удачи, и Плуту, богу богатства. Из рога могло литься вино, простая вода, молоко, сыпаться зерно, золото и иные атрибуты достатка, роскоши, довольства.
Наиболее знакомые нам черты и некоторую самостоятельность в качестве декоративного элемента рог изобилия обретает в эпоху Возрождения. Здесь он часто используется в украшении стен и полотка лепниной, а также в живописи.
Также в этот период можно увидеть, как рог трансформируется в вазу, его форма становится более симметричной и понятной современному человеку.
Рогом изобилия можно декорировать потолочные розетки, панно, барельефы, кронштейны из гипса. Для усиления эффекта роскоши и изыска на выпуклые участки наносят сияющую позолоту.
В классической интерпретации из рога обычно «сыпятся» флористические мотивы. Чаще всего это гроздья винограда, плоды, колосья, цветы. При желании можно использовать более абстрактные варианты украшения — ленты, завитки, каплевидные детали.
Картуш — лепной пергамент
Символ в виде не до конца развернутого свитка знаком каждому из нас. Это очень популярный образ, который можно увидеть и на фасадах музеев, и в мультфильмах про волшебников. Он называется картуш.
Сам по себе картуш не символизирует ничего. Он появился как элемент окантовки в лепном декоре. В центре картуша мог изображаться герб знатного рода, там писали девизы, мудрые изречения, важные даты. Также внутри картуша изображали лики прекрасных дев, морды геральдических животных и т.д.
Появился картуш в эпоху Возрождения, откуда плавно перешёл в барокко и рококо. В наше время его широко используют в лепнине как жилых домов, так и коммерческих зданий.
Украсить картушем можно входную группу, оконный проём, каминную лепнину. Важно помнить, что он всегда будет центральным элементом композиции.
Для эпохи Ренессанса характерны симметричные картуши, с округлой внутренней частью. Во времена барокко центральная часть картуша изменилась, обрела сложные, порой ассиметричные формы, которые словно текут, изменяясь.
Бандельверк — ленточный декор
Непривычное слово бандельверк обозначает очень знакомый нам элемент лепного декора, да и картин известных старых художников. Это декоративные ленты, перекручивающиеся, ниспадающие, извивающиеся и часто заканчивающиеся двумя тонкими заостренными кончиками. На этих лентах тоже часто писали девизы, высказывания или названия. Например, под гербом Хогвартса расположен именно бандельверк с девизом «Никогда не щекочи спящего дракона».
Впервые этот декор появился в эпоху Средневековья, наибольшую популярность он обрел в период Ренессанса, а затем и в рококо.
Символизм бандельверка неоднозначен. В Средние века он часто ассоциировался с религиозными мотивами, так как сопровождал изображения святых и содержал цитаты из Писания. В более поздние времена он утратил такую выраженную связь с религией, хотя нередко бандельверки обвивали кокетливых купидонов и наяд.
Сегодня ленты это просто ленты, которые часто используют в качестве элементов гипсовой лепнины на потолке, как деталь барельефом и панно. Также можно выполнить карниз или молдинг с вьющимся по нему бандельверком.