Выбор стиля гипсовой лепнины

Как выбрать декоративные молдинги и архитектурные детали

Декоративные молдинги из гипса могут применяться в интерьере практически где угодно — в качестве плинтусов или карнизов, для украшения стен и потолков. И от выбора молдингов может зависеть, превратите ли вы свой интерьер в шедевр или же неудачно исказите общий стиль.

Во времена CCCP подход к архитектуре в Москве значительно изменился — акцент стал делаться на утилитарности жилья, его функциональности. В это время дома старого фонда, построенные до революции, часто лишались своих «архитектурных излишеств». Это коснулось и лепнины.

В новых домах никто и не думал украшать жилье потолочными гипсовыми розетками, декоративными фризами и лепными панно. Это не соответствовало новому стилю, новому подходу.

Такая тенденция сохранялась до 90-х годов, после чего некоторые дома дореволюционного фонда стали реставрировать, восстанавливая в том числе и лепнину. К сожалению, эта реставрация не всегда проходила удачно с точки зрения стилизации. Видимо, сказался долгий перерыв — новые мастера не умели правильно воссоздать первоначальный облик старинных зданий.

Сейчас найти жилой дом — не памятник архитектуры, — в котором сохранились оригинальные архитектурные детали той эпохи, очень сложно. Поэтому, если вы мечтаете о жилье в стиле начала прошлого века, вам, скорее всего, придется восстанавливать или воспроизводить его облик самостоятельно. Но действовать стоит осторожно. Вместо того, чтобы выбирать молдинги и иные элементы по отдельности, важно рассмотреть их в отношении всего интерьера и убедиться, что вы выбрали стиль, который соответствует возрасту вашего дома — реальному или задуманному. 

Основные стили архитектуры и оформления интерьеров, которые встречались в дореволюционной Москве, — классицизм, барокко, рококо и ампир. В столице они имели свои особенности, которые нужно учитывать при воссоздании облика той эпохи.

Московское рококо

Российское рококо часто называют елизаветинским, поскольку этот стиль стал популяризоваться во времена правления Елизаветы Петровны. Самым известным архитектором того времени был Бартоломео Растрелли, и его интерпретация рококо стала самой значимой, влияя на творчество и других современных мастеров.

Елизаветинское рококо — это французская утонченность, помноженная на российскую пышность. Лепнина богата, рельефна, выразительна. Молдинги и карнизы той эпохи больше похожи на некую уменьшенную вариацию декоративных фризов — они высокие, украшенные часто не просто мотивами, но полноценными сюжетами.

Сюжеты русского рококо нередко повторяют античные. Наяды и нимфы, купидоны и рога изобилия — всё это встречается на барельефах, панно, молдингах и потолочном декоре из гипса в Москве той эпохи.

Лепнина того периода нередко похожа на свадебный торт — много деталей, мелких вкраплений гипсовых бусинок, ленточек, завитков. И всё это рельефно, многоярусно, монументально. Стены украшали так, что в лепнине растворялась плоскость — вся стена была рельефной, ажурной, динамичной.

Растрелли широко использовал традиционные для рококо картуши, раковины и ормушли, но делал их более крупными и замысловатыми, чем европейские версии. Всё это изобильно покрывалось позолотой — без неё елизаветинское рококо практически не существовало.

Московское барокко

Московское барокко, которое также называют нарышкинским стилем, на самом деле представляет собой весьма эклектичное направление. Гипсовая лепнина барокко в Москве того времени — это тесное переплетение традиций и мотивов европейского барокко, ренессанса, романтизма и готики с классическими русскими мотивами.

Московское барокко самобытно и довольно сложно. Воспроизвести его дух и характер, отталкиваясь от европейских образцов, просто невозможно.

Выбирая орнамент для карнизов и молдингов в интерьер этого направления, отдавайте предпочтение растительным мотивам — плавным, текучим, детализированным, с выраженным рельефом. Желательно, чтобы в мотивах молдингов прослеживалась симметрия — это характерно и для европейского, и для московского барокко.

Московский ампир

Сразу хотим отметить, что речь пойдет именно о дореволюционном московском ампире — стиле периода второй четверти XIX века. Не нужно путать его со сталинским ампиром, который, естественно, появился только в XX веке.

Ампир европейского толка — это помпезный и броский стиль интерьера, в котором используются военные мотивы. Московский ампир более сдержан, холоден и даже немного суров. Его торжественность лишена легкомысленности и бравады.

Лепные карнизы, повторяющие стиль ампир в Москве, должны быть покрыты позолотой полностью. Оттенок позолоты — классический, солнечный, яркий. Хотя допустимы и матовые варианты, если в остальном интерьере будут присутствовать аналогичные матово-золотистые детали.

Если вы затрудняетесь с выбором мотивов для карнизов и молдингов, сделайте их имитирующими античный портик. Это универсальное решение, характерное для ампира той эпохи. Строгий, повторяющийся и лаконичный орнамент прекрасно дополнит ваш интерьер, став его изысканным обрамлением.

Московский классицизм

Классицизм — стиль строгий и в значительной мере утилитарный. Но в Москве лепнина и другие архитектурные и интерьерные детали даже в классицизме обрели своеобразную пышность и яркость. Например, капители колонн могли покрыть позолотой — для Европы и даже для российского Петербурга это было нехарактерно.

И всё же основы классицизма даже в Москве оставалась неизменной — симметрия, преобладание горизонтальных линий над вертикальными, использование античных мотивов.

Для молдингов из гипса, стилизованных под московский классицизм, не существует единых правил. Этот стиль существовал долго, и каждый дизайнер вносил что-то своё, переиначивая и адаптируя интерьер в соответствии с собственным видением. Поэтому выбирать высоту молдингов и орнамент следует, только отталкиваясь от общего образа интерьера.

Самым универсальным решением будет карниз или молдинг из гипса с древнегреческим меандром — непрерывным ломаным узором из линий. Его не стоит покрывать позолотой, лучше сделать белым или слегка тонированным под старину, чтобы подчеркнуть глубину рисунка.


Возврат к списку

Обратная связь вверх